Тимбукту
В эпоху позднего Средневековья не было в Черной
Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к
фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту
Его
описание впервые встречается в арабских хрониках. "Гаванью в пустыне"
назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных
путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В
каталонском атласе времен Карла V город был обозначен как "Тенбух", а
в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о "Тумбетту",
очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в
украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до этого
города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать не сумел,
потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.
Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл в
окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом
дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки и
жестокую нужду.
Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу
немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил
там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже
сегодня почти не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный,
видимо, в XII веке поселок "Колодец стражницы Букту" ("Тим"
на туарегском языке означает "колодец") сначала был просто местом
отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером и пустыней.
Постепенный
расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке
(иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из родственного маврам
племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по
этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в
значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили
золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт
Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном
направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и
другими предметами восточной роскоши.
"Суданский гуманизм"
В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки
надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и
мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя,
мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными
колоннами. Полностью выдержанный в "суданском стиле" приземистый
конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой
глиняными башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные
башни в форме сахарных голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего
Алжира.
Благодаря основанному позже университету (он, как
утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту
превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки.
Ученые родом из Феса и Каира стали основателями "суданского
гуманизма", завоевав прочную славу главным образом в области риторики,
правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную
библиотеку.
Мечеть
солеторговцев
Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая
мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было
доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем квартале
крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в XVI
веке. Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед,
выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими
капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее
засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке
транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и
итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских
коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев
блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания религиозной
элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был
завоеван французами.
Старинные дома горожан
О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить
впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и
фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У
более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные
полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные
узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы
жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами,
выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из
коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы
посыпаны мелким чистым песком.
Источник http://www.travel.rin.ru

Без Голубой мечети султана Ахмета I представить Стамбул невозможно. Мечеть расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году и должна была, по замыслу султана превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят...
Рисовые террасы в Банауэ возрастом в 2000 лет, вырезанные в горах Филиппин предками коренных жителей. Террасы обычно упоминаются филиппинцами, как восьмое чудо света, и не напрасно. Это удивительное место было создано с минимальным использованием оборудования, в основном использовался ручной труд. Находится оно на 1500 метров выше ...
Так обычно принято называть Амфитеатр Флавия, может быть потому, что недалеко находилась гигантская статуя «Колосс Нерона». Строительство Колизея было начато в 72 году императором Веспасианом и завершено в 80 году ...
Вскоре, после начала строительства в 1173 году, фундамент Пизанской башни положили неровно. Строительство было остановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Только потом стало ясно видно, что Пизанская башня "падает" наклонившись к югу. С того времени, как начались постоянные измерения башни в 1911 году, было зафиксировано, что вершина наклоняется ...