Пагода Шведагон
На вершине холма, к
северу от Янгона в Мьянме, чистым золотом сияет сооружение, похожее на
гигантский колокол. Оно напоминает солнечный свет, которому придали форму и
заморозили. Мьянму издавна называют «страной пагод», но самая великолепная из
всех, конечно, Шведагон. Ее центральная ступа (куполообразное сооружение)
возвышается над лесом шпилей более мелких пагод и павильонов как гигантский
корабль. Комплекс, расположенный более чем на 5 гектарах земли, включает в себя
главную пагоду, множество более скромных шпилей, скульптурные изображения
необычных и самых обычных животных: золотых грифонов, полульвов-полугрифов,
сфинксов, драконов, львов, слонов. Созерцать все это - значит присутствовать на
празднике.
Величественный храм на вершине холма Сингуттара - самое новое строение,
возведенное на этом месте. 2500 лет он наряду с другими храмами почитался
буддистами как священный. В VI веке до н.э., вскоре после того, как четвертый
Будда, Гаутама, достиг просветления, ему повстречались два брата, бирманских
торговца, и вручили Будде медовый пирог. Гаутама подарил им на память восемь
своих волосков. Дорога братьев была трудной, и им пришлось расстаться с
четырьмя из восьми волосков. Но когда купцы добрались до Мьянмы и открыли
шкатулку с даром Будды, произошло чудо - волосков было по-прежнему восемь.
Чудеса продолжались: слепые начали видеть, немые стали говорить, а хромые
побежали по всему свету сообщать эту радостную новость. Шведагон считается
единственной пагодой на земле, в которой хранятся реликвии от всех четырёх
Будд: наряду с волосками от Гаутамы в ступе хранится чашка от первого Будды,
покров - от второго, и посох - от третьего. В конце концов над священными
реликвиями было построено несколько пагод - одна над другой, - сооруженных из
разных строительных материалов. Холм превратился в место паломничества, и
первым аристократом, пришедшим поклониться святыням, стал в 260 году до н. э.
индийский царь Ашока.
На протяжении столетий принцы и короли принимали на себя заботу о храме. Они
вырубали наступающие джунгли и по мере надобности перестраивали и
реставрировали храм. Современную форму он принял в XV веке, во времена
правления царицы Шинсобу, при которой ступа была также впервые покрыта золотом.
В соответствии с ее волей пагода была обшита золотым листом, вес которого
соответствовал весу тела царицы (
"Шве" переводится с мьянманского как "золотой",
"Дагон" - это название местности. Форма пагоды напоминает
перевернутую чашу для милостыни, принадлежавшую Будде. Над ней возвышается
золотой шпиль. Сужаясь, он образует изящный «зонтик», с которого свисают
золотые и серебряные колокольчики. Над зонтиком поднимается инкрустированный
драгоценными камнями флюгер, увенчанный золотым шаром, украшенным 4351
бриллиантом (вес одного из них - он расположен на самом верху - 76 карат).
Пагода увенчана флагом с 1100 бриллиантами, помимо них на нем расположено ещё
1383 других драгоценных камня. От основания до верхушки высота пагоды
составляет
Под навесами установлены огромные колокола. Колокол Маха Тиссада, к примеру,
весит 42 тонны, а Сингумин - 23. Этот колокол стал для мьянманцев символом
независимости: в 1825 году англичане пытались вывезти его в Калькутту, но лодка
не выдержала веса колокола, и он ушёл под воду. Попытки британцев поднять
колокол на поверхность успехом не увенчались, и тогда англичане пообещали
оставить колокол в Мьянме, если местные жители поднимут Сингумин со дна.
Бирманцы просунули под колокол бамбуковые бревна, и он всплыл самостоятельно.
Шведагон — это не просто памятник прошлого или место организованных
молений. Как магнит притягивает он к себе буддийских монахов и паломников - они
направляются к этому священному месту, чтобы молиться и предаваться медитации.
Пагода манит к себе и простых верующих, они приклеивают золотую фольгу на ступу
или оставляют в дар цветы, отдавая дань уважения небесным столбам. Бирманская
астрология делит неделю на восемь дней (среда в полдень делится на два дня),
каждый из которых ассоциируется с какой-либо планетой и с животным. Восемь
небесных столбов стоят у основания центральной пагоды, указывая на все стороны
света. В зависимости от дня недели, в который человек родился, он оставляет
цветы и другие подношения у соответствующего столба. Такой же ритуал
повторяется и в пагоде Восьми дней, входящей в комплекс и тоже особом месте
паломничества.
Источник: по материалам сайта http://chudesa-sveta.narod.ru и журнала "Вокруг света"