Римские акведуки
Акведук (от
лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к
населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из
расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в
виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли
также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с
тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги
или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или
стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные,
чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают
каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или
устраиваются кюветы.
История
Pont du
Gard, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из
наиболее посещаемых туристами мест во Франции
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они
были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где Вавилоняне и Египтяне
строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались
уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка
высотой
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в
города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков,
которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти
При строительстве применялись передовые строительные
материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями,
технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской
империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в
Провансе имел уклон всего
Транспортировка
воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Pont du Gard
проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении
углублений поверхности с перепадом больше
Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во
времена Тёмных Войн, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось
до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать
проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.
Одним известным исключением была Новая река, искусственный
водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей
питьевой водой. Её длина составляла
В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве
акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем,
Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых
Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук
Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние
Источник - ru.wikipedia.org