Тимбукту
В эпоху позднего Средневековья не было в Черной
Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к
фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту
Его
описание впервые встречается в арабских хрониках. "Гаванью в пустыне"
назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных
путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В
каталонском атласе времен Карла V город был обозначен как "Тенбух", а
в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о "Тумбетту",
очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в
украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до этого
города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать не сумел,
потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.
Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл в
окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом
дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки и
жестокую нужду.
Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу
немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил
там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже
сегодня почти не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный,
видимо, в XII веке поселок "Колодец стражницы Букту" ("Тим"
на туарегском языке означает "колодец") сначала был просто местом
отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером и пустыней.
Постепенный
расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке
(иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из родственного маврам
племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по
этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в
значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили
золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт
Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном
направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и
другими предметами восточной роскоши.
"Суданский гуманизм"
В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки
надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и
мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя,
мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными
колоннами. Полностью выдержанный в "суданском стиле" приземистый
конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой
глиняными башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные
башни в форме сахарных голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего
Алжира.
Благодаря основанному позже университету (он, как
утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту
превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки.
Ученые родом из Феса и Каира стали основателями "суданского
гуманизма", завоевав прочную славу главным образом в области риторики,
правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную
библиотеку.
Мечеть
солеторговцев
Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая
мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было
доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем квартале
крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в XVI
веке. Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед,
выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими
капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее
засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке
транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и
итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских
коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев
блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания религиозной
элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был
завоеван французами.
Старинные дома горожан
О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить
впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и
фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У
более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные
полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные
узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы
жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами,
выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из
коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы
посыпаны мелким чистым песком.
Источник http://www.travel.rin.ru